Как не совершить ошибки при выборе зарядного устройства для автомобиля?
Array ( [ID] => 69477 [~ID] => 69477 [NAME] => Как не совершить ошибки при выборе зарядного устройства для автомобиля? [~NAME] => Как не совершить ошибки при выборе зарядного устройства для автомобиля? [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [DETAIL_TEXT] =>
В идеале автомобильный аккумулятор должен подзаряжаться от генератора, возвращая потраченный на работу электрооборудования заряд. На практике восстановление от внутренней сети происходит не полностью. Как следствие, каждой АКБ через определённое время нужна дополнительная подзарядка.
Для того чтобы поддерживать аккумуляторную батарею в рабочем состоянии весь эксплуатационный срок, а также с целью обезопасить себя от неприятностей с заглохшей машиной, стоит приобрести хорошее зарядное устройство.
Какой прибор следует купить, чтобы АКБ служила как можно дольше? На этот вопрос ответим в этой статье.
Чем заряжают - основные типы оборудования
Все приборы для зарядки автомобильных аккумуляторов делят на 2 больших класса: трансформаторные и импульсные. У каждого вида аппаратов принципиально разные схемы работы.
Первые — родоначальники — обеспечивают зарядку через трансформатор, соединённый с выпрямителем. На выходе выдаётся постоянный ток с напряжением ~14,4 В. За счёт главного рабочего блока оборудование получается тяжёлым и громоздким. Тем не менее, у трансформаторных приборов невысокая стоимость, они редко ломаются и легко ремонтируются. Пожалуй, этим достоинства и ограничиваются.
Явные и скрытые недостатки трансформаторных приборов
Помимо внушительного веса и габаритов трансформаторное зарядное устройство имеет несколько существенных недостатков:
- У аппарата низкий КПД (меньше, чем у импульсного аналога).
- В процессе пополнения заряда нежелательно отходить от устройства. Через каждые полчаса следует замерять силу тока (должна быть не выше 1/10 от ёмкости аккумулятора). Если не соблюдать условия, АКБ может закипеть.
Характеристики тока позволяют опровергнуть «надёжность» и «беспроблемность» приборов. Инерционность самого трансформатора нарушает гармоничность синусоиды тока даже с учётом сглаживания диодными мостами. Неравномерный ток приводит к разогреву электролита рядом с пластинами. В результате возрастает внутреннее сопротивление АКБ, а это негативно отражается на химическом процессе между раствором и электродами.
Наблюдая за процессом зарядки, владелец авто видит, что напряжение растёт, сила тока падает, заряд пополняется до полного завершения. На самом деле в результате появившегося внутреннего сопротивления зарядное устройство трансформаторного типа заряжает аккумулятор в лучшем случае на 80%, а часто и того меньше.
Для подавляющего большинства пользователей такой порядок работы и её результат оказываются неприемлемыми, поэтому основной спрос приходится на импульсные приборы.
Какие преимущества у импульсных аппаратов
Современные зарядники работают через преобразователь напряжения. Подзарядка аккумулятора происходит не постоянным током, как в первом случае, а кратковременными импульсами, передаваемыми на высокой частоте. Технология позволяет избавиться от тяжёлых магнитных сердечников и медных обмоток, благодаря чему зарядное устройство становится компактным и лёгким.
Небольшие габариты и малый вес — ощутимые, но не единственные плюсы:
- Автоматизация процессов — главное достоинство приборов, благодаря чему не нужно постоянно следить за ходом зарядки аккумулятора. Чаще всего аппарат сам следит за состоянием батареи, меняет параметры работы и перестает работать, когда это необходимо.
- Системы защиты предотвращают ошибки в использовании ЗУ, в том числе возможное короткое замыкание опасное как для импульсного прибора, так и для АКБ автомобиля.
- Контроль процесса без вмешательства со стороны пользователя повышает эффективность восстановительных мер (особенно важно при десульфатации АКБ).
- Наличие дополнительных опций расширяет возможности зарядника (на них подробнее остановимся ниже).
Импульсные аппараты постоянно совершенствуются. Приборы предлагаются в разной комплектации, а это значит, что автолюбители могут выбирать необходимые для себя опции. Оборудование пользуется спросом благодаря щадящему режиму зарядки, эффективности, небольшому весу, компактному размеру и удобству использования.
Выбираем зарядное устройство по типу работы: автоматические, полуавтоматические, ручные
Встроенный микропроцессор определяет несколько параметров:
- Начальную ёмкость аккумулятора.
- Текущий уровень зарядки.
- Напряжение.
Есть приборы попроще и подешевле с ручной регулировкой. Такие зарядники рассчитаны на пристальное внимание владельца, которому придётся контролировать процесс до момента полного заряда (требуется проверка каждые 30-40 минут).
Промежуточный вариант с полуавтоматическим управлением также как и полный автомат потребует от пользователя минимум усилий. В самом начале нужно выставить параметры, после чего можно смело оставить ЗУ без присмотра.
Перед тем как выбрать зарядное устройство, нужно оценить свои возможности:
- Если ручной контроль — не проблема, то в этом случае вы приобретаете отличный аппарат по самой доступной цене.
- Полная автоматика обойдётся дороже, но зато не потребует ни минуты вашего времени.
- Полуавтоматические приборы — та самая середина, благодаря которой за умеренную стоимость приобретается оборудование с минимальным контролем с вашей стороны.
Каким зарядным устройством заряжать аккумулятор
ЗУ подбирается исходя из трёх основных требований, взятых без учёта дополнительных функций (о них расскажем ниже).
Номинальное напряжение АКБ
Для большинства свинцово–кислотных 12–вольтовых аккумуляторных батарей, а также для GEL и AGM по окончании процесса зарядки напряжение устанавливается на уровне 14,4 В (max 15,0 В, для AGM 14,7 В). Для того чтобы полноценно заряжать перечисленные АКБ, оставив некоторый запас на падение напряжения на клеммах и проводах, необходимо взять зарядное устройство с max напряжением на выходе 15,5 В.
В последнее время к этому правилу добавились коррективы. В автомобилях с системой пуска двигателя Stop&Start (предназначена для частых перезапусков мотора с целью снижения расхода топлива) устанавливаются стартерные аккумуляторы с другими требованиями к ЗУ по напряжению на выходе.
Например, линейка Mazda с пуском Stop&Start рекомендует зарядники с выходным напряжением 17,0–17,5 В.
Номинальная ёмкость АКБ
Нормальный выходной ток заряда должен укладываться в соотношение 1:10 к ёмкости АКБ. В таком режиме процесс идёт без вреда для аккумулятора.
При необходимости проведения ускоренного заряда значение по току можно увеличить до 1:5 и выше (более 0,2 от ёмкости). Важно понимать, что этой схемой можно пользоваться только в экстренных случаях в условиях недостатка времени на нормальную зарядку. Форсирование увеличивает износ батареи. Если схемой пользоваться часто, АКБ долго не прослужит.
Способы подключения
По способу подключения ЗУ могут быть стационарными (от сети на 220 В) и автономными с внешней батареей по типу Power Bank. Последние очень удобны для тех, кто часто отправляется за город.
Заряда бытовых ЗУ с автономным источником питания не так уж и много. Его достаточно для запуска двигателя в экстренной ситуации. А в некоторых случаях им можно воспользоваться для пополнения заряда гаджетов (планшетов, телефонов и другого подобного оборудования).
Дополнительные функции
Перед тем как выбирать зарядные устройства, нужно решить, какой вспомогательный функционал желателен, а без каких опций будет трудно обойтись.
Десульфатация
В процессе эксплуатации АКБ образуется осадок*, затрудняющий работу аккумулятора. Он может появляться как по естественным причинам (старение АКБ), так и из-за ошибок в эксплуатации, неправильной зарядки и т.д. Как тут не старайся, с этой неприятностью рано или поздно столкнется каждый автовладелец.
*Процесс осаждения нерастворимого сульфата свинца на поверхности пластин называется сульфатацией.
Зарядные устройства с функцией десульфатации позволяют восстановить и пластины, и электролит. Процесс желательно проводить периодически, чтобы предотвратить быстрое старение АКБ.
Защита от перегрева и ошибочного подключения по полярности
В случае нештатной ситуации ЗУ отключается, предупреждая проблемы с АКБ.
Предварительная разрядка
Функция помогает продлить срок службы аккумуляторов.
Регулировка по силе тока
Возможность изменения значения тока зарядки позволяет максимально точно настроить параметр под определённую АКБ. Обычно настроек 4 (с шагом 200 от 200 до 1000мА/ч), бывает и больше.
Boost
Индикаторы
Показывают текущие параметры, давая представление владельцу о ходе процесса подзарядки.
Универсальные приборы (ПЗУ)
Устройства с функциями пуска и восстановления заряда объединяют два процесса: заряжают АКБ и проводят экстренный запуск двигателя с разряженной аккумуляторной батареей. Во многих подобных приборах предусмотрена опция подзарядки гаджетов, что оказывается полезным дополнением в длительных поездках.
Возможные ошибки при выборе ЗУ
Тем не менее, есть несколько моментов, на которые новичкам нужно обратить внимание при выборе такого прибора.
Ошибка 1: Неправильно выбран вольтаж транспортного средства.
Для мотоциклов нужны зарядные устройства, рассчитанные на напряжение 6 В, легковых автомобилей 12 В, грузовых и крупногабаритных 24. Если вы приобрели зарядник на 12 В без возможности зарядить 6–вольтовый аккумулятор, то лучше его своевременно поменять. С другой стороны сейчас в продаже немало ЗУ, способных работать с любым типом автомобиля, переключая режимы напряжения при помощи кнопок, тумблеров или автоматически.
Ошибка 2: В наличии есть прибор для зарядки WET–АКБ, а у вас, например, MF. Не стоит бездумно выбирать прибор, игнорируя тип аккумулятора.
- WET(свинцово–кислотные).
- GEL (электролит содержит SiO2, превращающий кислоту в гель).
- MF (с доливом дистиллированной воды).
- AGM (с абсорбентом из стекловолокна).
Для каждой нужно подбирать собственное зарядное устройство или сразу брать универсальные приборы, рассчитанные на несколько типов АКБ.
Ошибка 3: Недальновидность.
Берите универсальный зарядник с запасом мощности. Во–первых, такой аппарат не будет работать на пределе, что благотворно скажется как на сроке эксплуатации ЗУ, так и уменьшит износ АКБ. Во–вторых, при покупке нового автомобиля с другими параметрами аккумулятора не придётся приобретать ещё один прибор для зарядки (если, конечно же, не будет существенного различия).
Линейка FUBAG: примеры для выбора
Закрепим правила выбора на моделях FUBAG.
Пример мощного устройства для гаража, мастерской и СТО
Если в вашем распоряжении не один автомобиль, а несколько (например, у вас мастерская), понадобится мощный пуско–зарядный прибор Fubag Force 1300, рассчитанный на профессиональное использование. К устройству можно подключить несколько аккумуляторов одновременно (предусмотрено питание 220/380 В). Это отличный выбор, если нужно постоянно подбирать значения по силе тока и вольтажу. У аппарата практически нет ограничений: подходит для всех модификаций от легковых авто до спецтехники и грузового транспорта
Пример универсального ПЗУ для личного пользования
Для автовладельцев, желающих получить за свои деньги весь возможный функционал, при всём богатстве предложений ничего лучше ПЗУ Fubag Cold Start 300/12 с импульсной схемой работы подобрать не получится. Прибор не только восстанавливает заряд, он может экстренно запустить «мёртвый» двигатель при помощи режима BOOST.
У модели Fubag Cold Start 300/12 есть функция десульфатации, индикация текущего состояния тока зарядки и напряжения, защита от переполюсовки и короткого замыкания. Устройство рассчитано на аккумуляторы WET, GEL, AGM. Предусмотрена функция запуска двигателя в условиях низких температур. Вес компактного аппарата всего 1,6 кг. Таким можно пользоваться в гараже и брать в дорогу.
Пример полностью автоматического прибора для зарядки АКБ
Ещё один пользовательский вариант: вы внимательный автолюбитель, готовый заботиться о своём авто, но у вас нет желания посвящать машине всё свободное время. В этом случае оптимальный выбор — полностью автоматическое зарядное устройство Fubag Micro 160/12.
Аппарат не рассчитан на запуск мотора (режим BOOST), зато поддерживает программу восстановления с десульфатацией пластин. Рекомендована зарядка при температурах не ниже -5 0C. Вес прибора всего 0,8 кг, что делает его одним из самых лёгких в линейке. С Fubag Micro вы не только обеспечите своему авто беспроблемную эксплуатацию, но и сможете оказать помощь другу. «Малыш» способен заряжать АКБ до 160 А·ч, а это уровень тяжёлых грузовиков. Подходит для всех типов аккумуляторов (WET, GEL, AGM).
Для того чтобы автомобиль никогда не подводил, не достаточно просто заливать топливо в бак. Необходимо поддерживать системы жизнеобеспечения в рабочем состоянии. Зарядник — вполне доступное приобретение, благодаря которому снимается большое количество проблем. И теперь вы точно знаете, как выбрать зарядное устройство, чтобы оно максимально подходило под ваши требования.
[~DETAIL_TEXT] =>
В идеале автомобильный аккумулятор должен подзаряжаться от генератора, возвращая потраченный на работу электрооборудования заряд. На практике восстановление от внутренней сети происходит не полностью. Как следствие, каждой АКБ через определённое время нужна дополнительная подзарядка.
Для того чтобы поддерживать аккумуляторную батарею в рабочем состоянии весь эксплуатационный срок, а также с целью обезопасить себя от неприятностей с заглохшей машиной, стоит приобрести хорошее зарядное устройство.
Какой прибор следует купить, чтобы АКБ служила как можно дольше? На этот вопрос ответим в этой статье.
Чем заряжают - основные типы оборудования
Все приборы для зарядки автомобильных аккумуляторов делят на 2 больших класса: трансформаторные и импульсные. У каждого вида аппаратов принципиально разные схемы работы.
Первые — родоначальники — обеспечивают зарядку через трансформатор, соединённый с выпрямителем. На выходе выдаётся постоянный ток с напряжением ~14,4 В. За счёт главного рабочего блока оборудование получается тяжёлым и громоздким. Тем не менее, у трансформаторных приборов невысокая стоимость, они редко ломаются и легко ремонтируются. Пожалуй, этим достоинства и ограничиваются.
Явные и скрытые недостатки трансформаторных приборов
- У аппарата низкий КПД (меньше, чем у импульсного аналога).
- В процессе пополнения заряда нежелательно отходить от устройства. Через каждые полчаса следует замерять силу тока (должна быть не выше 1/10 от ёмкости аккумулятора). Если не соблюдать условия, АКБ может закипеть.
Характеристики тока позволяют опровергнуть «надёжность» и «беспроблемность» приборов. Инерционность самого трансформатора нарушает гармоничность синусоиды тока даже с учётом сглаживания диодными мостами. Неравномерный ток приводит к разогреву электролита рядом с пластинами. В результате возрастает внутреннее сопротивление АКБ, а это негативно отражается на химическом процессе между раствором и электродами.
Наблюдая за процессом зарядки, владелец авто видит, что напряжение растёт, сила тока падает, заряд пополняется до полного завершения. На самом деле в результате появившегося внутреннего сопротивления зарядное устройство трансформаторного типа заряжает аккумулятор в лучшем случае на 80%, а часто и того меньше.
Для подавляющего большинства пользователей такой порядок работы и её результат оказываются неприемлемыми, поэтому основной спрос приходится на импульсные приборы.
Какие преимущества у импульсных аппаратов
Современные зарядники работают через преобразователь напряжения. Подзарядка аккумулятора происходит не постоянным током, как в первом случае, а кратковременными импульсами, передаваемыми на высокой частоте. Технология позволяет избавиться от тяжёлых магнитных сердечников и медных обмоток, благодаря чему зарядное устройство становится компактным и лёгким.
Небольшие габариты и малый вес — ощутимые, но не единственные плюсы:
- Автоматизация процессов — главное достоинство приборов, благодаря чему не нужно постоянно следить за ходом зарядки аккумулятора. Чаще всего аппарат сам следит за состоянием батареи, меняет параметры работы и перестает работать, когда это необходимо.
- Системы защиты предотвращают ошибки в использовании ЗУ, в том числе возможное короткое замыкание опасное как для импульсного прибора, так и для АКБ автомобиля.
- Контроль процесса без вмешательства со стороны пользователя повышает эффективность восстановительных мер (особенно важно при десульфатации АКБ).
- Наличие дополнительных опций расширяет возможности зарядника (на них подробнее остановимся ниже).
Импульсные аппараты постоянно совершенствуются. Приборы предлагаются в разной комплектации, а это значит, что автолюбители могут выбирать необходимые для себя опции. Оборудование пользуется спросом благодаря щадящему режиму зарядки, эффективности, небольшому весу, компактному размеру и удобству использования.
Выбираем зарядное устройство по типу работы: автоматические, полуавтоматические, ручные
Встроенный микропроцессор определяет несколько параметров:
- Начальную ёмкость аккумулятора.
- Текущий уровень зарядки.
- Напряжение.
Есть приборы попроще и подешевле с ручной регулировкой. Такие зарядники рассчитаны на пристальное внимание владельца, которому придётся контролировать процесс до момента полного заряда (требуется проверка каждые 30-40 минут).
Промежуточный вариант с полуавтоматическим управлением также как и полный автомат потребует от пользователя минимум усилий. В самом начале нужно выставить параметры, после чего можно смело оставить ЗУ без присмотра.
Перед тем как выбрать зарядное устройство, нужно оценить свои возможности:
- Если ручной контроль — не проблема, то в этом случае вы приобретаете отличный аппарат по самой доступной цене.
- Полная автоматика обойдётся дороже, но зато не потребует ни минуты вашего времени.
- Полуавтоматические приборы — та самая середина, благодаря которой за умеренную стоимость приобретается оборудование с минимальным контролем с вашей стороны.
Каким зарядным устройством заряжать аккумулятор
ЗУ подбирается исходя из трёх основных требований, взятых без учёта дополнительных функций (о них расскажем ниже).
Номинальное напряжение АКБ
Для большинства свинцово–кислотных 12–вольтовых аккумуляторных батарей, а также для GEL и AGM по окончании процесса зарядки напряжение устанавливается на уровне 14,4 В (max 15,0 В, для AGM 14,7 В). Для того чтобы полноценно заряжать перечисленные АКБ, оставив некоторый запас на падение напряжения на клеммах и проводах, необходимо взять зарядное устройство с max напряжением на выходе 15,5 В.
В последнее время к этому правилу добавились коррективы. В автомобилях с системой пуска двигателя Stop&Start (предназначена для частых перезапусков мотора с целью снижения расхода топлива) устанавливаются стартерные аккумуляторы с другими требованиями к ЗУ по напряжению на выходе.
Например, линейка Mazda с пуском Stop&Start рекомендует зарядники с выходным напряжением 17,0–17,5 В.
Номинальная ёмкость АКБ
Нормальный выходной ток заряда должен укладываться в соотношение 1:10 к ёмкости АКБ. В таком режиме процесс идёт без вреда для аккумулятора.
При необходимости проведения ускоренного заряда значение по току можно увеличить до 1:5 и выше (более 0,2 от ёмкости). Важно понимать, что этой схемой можно пользоваться только в экстренных случаях в условиях недостатка времени на нормальную зарядку. Форсирование увеличивает износ батареи. Если схемой пользоваться часто, АКБ долго не прослужит.
Способы подключения
По способу подключения ЗУ могут быть стационарными (от сети на 220 В) и автономными с внешней батареей по типу Power Bank. Последние очень удобны для тех, кто часто отправляется за город.
Заряда бытовых ЗУ с автономным источником питания не так уж и много. Его достаточно для запуска двигателя в экстренной ситуации. А в некоторых случаях им можно воспользоваться для пополнения заряда гаджетов (планшетов, телефонов и другого подобного оборудования).
Дополнительные функции
Перед тем как выбирать зарядные устройства, нужно решить, какой вспомогательный функционал желателен, а без каких опций будет трудно обойтись.
Десульфатация
В процессе эксплуатации АКБ образуется осадок*, затрудняющий работу аккумулятора. Он может появляться как по естественным причинам (старение АКБ), так и из-за ошибок в эксплуатации, неправильной зарядки и т.д. Как тут не старайся, с этой неприятностью рано или поздно столкнется каждый автовладелец.
*Процесс осаждения нерастворимого сульфата свинца на поверхности пластин называется сульфатацией.
Зарядные устройства с функцией десульфатации позволяют восстановить и пластины, и электролит. Процесс желательно проводить периодически, чтобы предотвратить быстрое старение АКБ.
Защита от перегрева и ошибочного подключения по полярности
В случае нештатной ситуации ЗУ отключается, предупреждая проблемы с АКБ.
Предварительная разрядка
Функция помогает продлить срок службы аккумуляторов.
Регулировка по силе тока
Возможность изменения значения тока зарядки позволяет максимально точно настроить параметр под определённую АКБ. Обычно настроек 4 (с шагом 200 от 200 до 1000мА/ч), бывает и больше.
Boost
Индикаторы
Показывают текущие параметры, давая представление владельцу о ходе процесса подзарядки.
Универсальные приборы (ПЗУ)
Устройства с функциями пуска и восстановления заряда объединяют два процесса: заряжают АКБ и проводят экстренный запуск двигателя с разряженной аккумуляторной батареей. Во многих подобных приборах предусмотрена опция подзарядки гаджетов, что оказывается полезным дополнением в длительных поездках.
Возможные ошибки при выборе ЗУ
Тем не менее, есть несколько моментов, на которые новичкам нужно обратить внимание при выборе такого прибора.
Ошибка 1: Неправильно выбран вольтаж транспортного средства.
Для мотоциклов нужны зарядные устройства, рассчитанные на напряжение 6 В, легковых автомобилей 12 В, грузовых и крупногабаритных 24. Если вы приобрели зарядник на 12 В без возможности зарядить 6–вольтовый аккумулятор, то лучше его своевременно поменять. С другой стороны сейчас в продаже немало ЗУ, способных работать с любым типом автомобиля, переключая режимы напряжения при помощи кнопок, тумблеров или автоматически.
Ошибка 2: В наличии есть прибор для зарядки WET–АКБ, а у вас, например, MF. Не стоит бездумно выбирать прибор, игнорируя тип аккумулятора.
- WET(свинцово–кислотные).
- GEL (электролит содержит SiO2, превращающий кислоту в гель).
- MF (с доливом дистиллированной воды).
- AGM (с абсорбентом из стекловолокна).
Для каждой нужно подбирать собственное зарядное устройство или сразу брать универсальные приборы, рассчитанные на несколько типов АКБ.
Ошибка 3: Недальновидность.
Берите универсальный зарядник с запасом мощности. Во–первых, такой аппарат не будет работать на пределе, что благотворно скажется как на сроке эксплуатации ЗУ, так и уменьшит износ АКБ. Во–вторых, при покупке нового автомобиля с другими параметрами аккумулятора не придётся приобретать ещё один прибор для зарядки (если, конечно же, не будет существенного различия).
Линейка FUBAG: примеры для выбора
Закрепим правила выбора на моделях FUBAG.
Пример мощного устройства для гаража, мастерской и СТО
Если в вашем распоряжении не один автомобиль, а несколько (например, у вас мастерская), понадобится мощный пуско–зарядный прибор Fubag Force 1300, рассчитанный на профессиональное использование. К устройству можно подключить несколько аккумуляторов одновременно (предусмотрено питание 220/380 В). Это отличный выбор, если нужно постоянно подбирать значения по силе тока и вольтажу. У аппарата практически нет ограничений: подходит для всех модификаций от легковых авто до спецтехники и грузового транспорта
Пример универсального ПЗУ для личного пользования
Для автовладельцев, желающих получить за свои деньги весь возможный функционал, при всём богатстве предложений ничего лучше ПЗУ Fubag Cold Start 300/12 с импульсной схемой работы подобрать не получится. Прибор не только восстанавливает заряд, он может экстренно запустить «мёртвый» двигатель при помощи режима BOOST.
У модели Fubag Cold Start 300/12 есть функция десульфатации, индикация текущего состояния тока зарядки и напряжения, защита от переполюсовки и короткого замыкания. Устройство рассчитано на аккумуляторы WET, GEL, AGM. Предусмотрена функция запуска двигателя в условиях низких температур. Вес компактного аппарата всего 1,6 кг. Таким можно пользоваться в гараже и брать в дорогу.
Пример полностью автоматического прибора для зарядки АКБ
Ещё один пользовательский вариант: вы внимательный автолюбитель, готовый заботиться о своём авто, но у вас нет желания посвящать машине всё свободное время. В этом случае оптимальный выбор — полностью автоматическое зарядное устройство Fubag Micro 160/12.
Аппарат не рассчитан на запуск мотора (режим BOOST), зато поддерживает программу восстановления с десульфатацией пластин. Рекомендована зарядка при температурах не ниже -5 0C. Вес прибора всего 0,8 кг, что делает его одним из самых лёгких в линейке. С Fubag Micro вы не только обеспечите своему авто беспроблемную эксплуатацию, но и сможете оказать помощь другу. «Малыш» способен заряжать АКБ до 160 А·ч, а это уровень тяжёлых грузовиков. Подходит для всех типов аккумуляторов (WET, GEL, AGM).
Для того чтобы автомобиль никогда не подводил, не достаточно просто заливать топливо в бак. Необходимо поддерживать системы жизнеобеспечения в рабочем состоянии. Зарядник — вполне доступное приобретение, благодаря которому снимается большое количество проблем. И теперь вы точно знаете, как выбрать зарядное устройство, чтобы оно максимально подходило под ваши требования.
[IBLOCK_SECTION_ID] => 2915 [PREVIEW_PICTURE] => 7188820 [~PREVIEW_PICTURE] => 7188820 [ACTIVE_FROM_X] => 2020-11-09 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2020-11-09 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 09.11.2020 [~ACTIVE_FROM] => 09.11.2020 [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_PAGE_URL] => /tips/kak-ne-sovershit-oshibki-pri-vybore-zaryadnogo-ustroystva-dlya-avtomobilya/ [LIST_PAGE_URL] => /tips/ [~LIST_PAGE_URL] => /tips/ [PROPERTY_LINK_GOODS_VALUE] => Array ( [0] => 35258 [1] => 35260 [2] => 35259 [3] => 35263 [4] => 54965 [5] => 35264 [6] => 54966 [7] => 35266 [8] => 35268 ) [~PROPERTY_LINK_GOODS_VALUE] => Array ( [0] => 35258 [1] => 35260 [2] => 35259 [3] => 35263 [4] => 54965 [5] => 35264 [6] => 54966 [7] => 35266 [8] => 35268 ) [PROPERTY_LINK_GOODS_VALUE_ID] => Array ( [0] => 86949964 [1] => 86949965 [2] => 86949966 [3] => 86949967 [4] => 86949968 [5] => 86949969 [6] => 86949970 [7] => 86949971 [8] => 86949972 ) [~PROPERTY_LINK_GOODS_VALUE_ID] => Array ( [0] => 86949964 [1] => 86949965 [2] => 86949966 [3] => 86949967 [4] => 86949968 [5] => 86949969 [6] => 86949970 [7] => 86949971 [8] => 86949972 ) [PROPERTY_LINK_REGION_VALUE] => [~PROPERTY_LINK_REGION_VALUE] => [PROPERTY_LINK_REGION_VALUE_ID] => [~PROPERTY_LINK_REGION_VALUE_ID] => [PROPERTY_LINK_GOODS_FILTER_VALUE] => [] [~PROPERTY_LINK_GOODS_FILTER_VALUE] => [] [PROPERTY_LINK_GOODS_FILTER_VALUE_ID] => 90468293 [~PROPERTY_LINK_GOODS_FILTER_VALUE_ID] => 90468293 [DATE_CREATE] => 03.04.2022 19:14:33 [~DATE_CREATE] => 03.04.2022 19:14:33 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => kak-ne-sovershit-oshibki-pri-vybore-zaryadnogo-ustroystva-dlya-avtomobilya [~CODE] => kak-ne-sovershit-oshibki-pri-vybore-zaryadnogo-ustroystva-dlya-avtomobilya [EXTERNAL_ID] => 56636 [~EXTERNAL_ID] => 56636 [IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_max_content [~IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_max_content [IBLOCK_ID] => 210 [~IBLOCK_ID] => 210 [IBLOCK_CODE] => aspro_max_articles [~IBLOCK_CODE] => aspro_max_articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => aspro_max_articles_s2 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => aspro_max_articles_s2 [LID] => s2 [~LID] => s2 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [IBLOCK_SECTION_ID_SELECTED] => 2915 )
Array ( [FOLDER] => /tips/ [URL_TEMPLATES] => Array ( [news] => [search] => search/ [rss] => rss/ [rss_section] => #SECTION_ID#/rss/ [detail] => #ELEMENT_CODE#/ [section] => section/#SECTION_CODE_PATH#/ ) [VARIABLES] => Array ( [ELEMENT_CODE] => kak-ne-sovershit-oshibki-pri-vybore-zaryadnogo-ustroystva-dlya-avtomobilya [ELEMENT_ID] => [SECTION_ID] => [SECTION_CODE] => ) [ALIASES] => Array ( ) )
В идеале автомобильный аккумулятор должен подзаряжаться от генератора, возвращая потраченный на работу электрооборудования заряд. На практике восстановление от внутренней сети происходит не полностью. Как следствие, каждой АКБ через определённое время нужна дополнительная подзарядка.
Для того чтобы поддерживать аккумуляторную батарею в рабочем состоянии весь эксплуатационный срок, а также с целью обезопасить себя от неприятностей с заглохшей машиной, стоит приобрести хорошее зарядное устройство.
Какой прибор следует купить, чтобы АКБ служила как можно дольше? На этот вопрос ответим в этой статье.
Чем заряжают - основные типы оборудования
Все приборы для зарядки автомобильных аккумуляторов делят на 2 больших класса: трансформаторные и импульсные. У каждого вида аппаратов принципиально разные схемы работы.
Первые — родоначальники — обеспечивают зарядку через трансформатор, соединённый с выпрямителем. На выходе выдаётся постоянный ток с напряжением ~14,4 В. За счёт главного рабочего блока оборудование получается тяжёлым и громоздким. Тем не менее, у трансформаторных приборов невысокая стоимость, они редко ломаются и легко ремонтируются. Пожалуй, этим достоинства и ограничиваются.
Явные и скрытые недостатки трансформаторных приборов
- У аппарата низкий КПД (меньше, чем у импульсного аналога).
- В процессе пополнения заряда нежелательно отходить от устройства. Через каждые полчаса следует замерять силу тока (должна быть не выше 1/10 от ёмкости аккумулятора). Если не соблюдать условия, АКБ может закипеть.
Характеристики тока позволяют опровергнуть «надёжность» и «беспроблемность» приборов. Инерционность самого трансформатора нарушает гармоничность синусоиды тока даже с учётом сглаживания диодными мостами. Неравномерный ток приводит к разогреву электролита рядом с пластинами. В результате возрастает внутреннее сопротивление АКБ, а это негативно отражается на химическом процессе между раствором и электродами.
Наблюдая за процессом зарядки, владелец авто видит, что напряжение растёт, сила тока падает, заряд пополняется до полного завершения. На самом деле в результате появившегося внутреннего сопротивления зарядное устройство трансформаторного типа заряжает аккумулятор в лучшем случае на 80%, а часто и того меньше.
Для подавляющего большинства пользователей такой порядок работы и её результат оказываются неприемлемыми, поэтому основной спрос приходится на импульсные приборы.
Какие преимущества у импульсных аппаратов
Современные зарядники работают через преобразователь напряжения. Подзарядка аккумулятора происходит не постоянным током, как в первом случае, а кратковременными импульсами, передаваемыми на высокой частоте. Технология позволяет избавиться от тяжёлых магнитных сердечников и медных обмоток, благодаря чему зарядное устройство становится компактным и лёгким.
Небольшие габариты и малый вес — ощутимые, но не единственные плюсы:
- Автоматизация процессов — главное достоинство приборов, благодаря чему не нужно постоянно следить за ходом зарядки аккумулятора. Чаще всего аппарат сам следит за состоянием батареи, меняет параметры работы и перестает работать, когда это необходимо.
- Системы защиты предотвращают ошибки в использовании ЗУ, в том числе возможное короткое замыкание опасное как для импульсного прибора, так и для АКБ автомобиля.
- Контроль процесса без вмешательства со стороны пользователя повышает эффективность восстановительных мер (особенно важно при десульфатации АКБ).
- Наличие дополнительных опций расширяет возможности зарядника (на них подробнее остановимся ниже).
Импульсные аппараты постоянно совершенствуются. Приборы предлагаются в разной комплектации, а это значит, что автолюбители могут выбирать необходимые для себя опции. Оборудование пользуется спросом благодаря щадящему режиму зарядки, эффективности, небольшому весу, компактному размеру и удобству использования.
Выбираем зарядное устройство по типу работы: автоматические, полуавтоматические, ручные
Встроенный микропроцессор определяет несколько параметров:
- Начальную ёмкость аккумулятора.
- Текущий уровень зарядки.
- Напряжение.
Есть приборы попроще и подешевле с ручной регулировкой. Такие зарядники рассчитаны на пристальное внимание владельца, которому придётся контролировать процесс до момента полного заряда (требуется проверка каждые 30-40 минут).
Промежуточный вариант с полуавтоматическим управлением также как и полный автомат потребует от пользователя минимум усилий. В самом начале нужно выставить параметры, после чего можно смело оставить ЗУ без присмотра.
Перед тем как выбрать зарядное устройство, нужно оценить свои возможности:
- Если ручной контроль — не проблема, то в этом случае вы приобретаете отличный аппарат по самой доступной цене.
- Полная автоматика обойдётся дороже, но зато не потребует ни минуты вашего времени.
- Полуавтоматические приборы — та самая середина, благодаря которой за умеренную стоимость приобретается оборудование с минимальным контролем с вашей стороны.
Каким зарядным устройством заряжать аккумулятор
ЗУ подбирается исходя из трёх основных требований, взятых без учёта дополнительных функций (о них расскажем ниже).
Номинальное напряжение АКБ
Для большинства свинцово–кислотных 12–вольтовых аккумуляторных батарей, а также для GEL и AGM по окончании процесса зарядки напряжение устанавливается на уровне 14,4 В (max 15,0 В, для AGM 14,7 В). Для того чтобы полноценно заряжать перечисленные АКБ, оставив некоторый запас на падение напряжения на клеммах и проводах, необходимо взять зарядное устройство с max напряжением на выходе 15,5 В.
В последнее время к этому правилу добавились коррективы. В автомобилях с системой пуска двигателя Stop&Start (предназначена для частых перезапусков мотора с целью снижения расхода топлива) устанавливаются стартерные аккумуляторы с другими требованиями к ЗУ по напряжению на выходе.
Например, линейка Mazda с пуском Stop&Start рекомендует зарядники с выходным напряжением 17,0–17,5 В.
Номинальная ёмкость АКБ
Нормальный выходной ток заряда должен укладываться в соотношение 1:10 к ёмкости АКБ. В таком режиме процесс идёт без вреда для аккумулятора.
При необходимости проведения ускоренного заряда значение по току можно увеличить до 1:5 и выше (более 0,2 от ёмкости). Важно понимать, что этой схемой можно пользоваться только в экстренных случаях в условиях недостатка времени на нормальную зарядку. Форсирование увеличивает износ батареи. Если схемой пользоваться часто, АКБ долго не прослужит.
Способы подключения
По способу подключения ЗУ могут быть стационарными (от сети на 220 В) и автономными с внешней батареей по типу Power Bank. Последние очень удобны для тех, кто часто отправляется за город.
Заряда бытовых ЗУ с автономным источником питания не так уж и много. Его достаточно для запуска двигателя в экстренной ситуации. А в некоторых случаях им можно воспользоваться для пополнения заряда гаджетов (планшетов, телефонов и другого подобного оборудования).
Дополнительные функции
Перед тем как выбирать зарядные устройства, нужно решить, какой вспомогательный функционал желателен, а без каких опций будет трудно обойтись.
Десульфатация
В процессе эксплуатации АКБ образуется осадок*, затрудняющий работу аккумулятора. Он может появляться как по естественным причинам (старение АКБ), так и из-за ошибок в эксплуатации, неправильной зарядки и т.д. Как тут не старайся, с этой неприятностью рано или поздно столкнется каждый автовладелец.
*Процесс осаждения нерастворимого сульфата свинца на поверхности пластин называется сульфатацией.
Зарядные устройства с функцией десульфатации позволяют восстановить и пластины, и электролит. Процесс желательно проводить периодически, чтобы предотвратить быстрое старение АКБ.
Защита от перегрева и ошибочного подключения по полярности
В случае нештатной ситуации ЗУ отключается, предупреждая проблемы с АКБ.
Предварительная разрядка
Функция помогает продлить срок службы аккумуляторов.
Регулировка по силе тока
Возможность изменения значения тока зарядки позволяет максимально точно настроить параметр под определённую АКБ. Обычно настроек 4 (с шагом 200 от 200 до 1000мА/ч), бывает и больше.
Boost
Индикаторы
Показывают текущие параметры, давая представление владельцу о ходе процесса подзарядки.
Универсальные приборы (ПЗУ)
Устройства с функциями пуска и восстановления заряда объединяют два процесса: заряжают АКБ и проводят экстренный запуск двигателя с разряженной аккумуляторной батареей. Во многих подобных приборах предусмотрена опция подзарядки гаджетов, что оказывается полезным дополнением в длительных поездках.
Возможные ошибки при выборе ЗУ
Тем не менее, есть несколько моментов, на которые новичкам нужно обратить внимание при выборе такого прибора.
Ошибка 1: Неправильно выбран вольтаж транспортного средства.
Для мотоциклов нужны зарядные устройства, рассчитанные на напряжение 6 В, легковых автомобилей 12 В, грузовых и крупногабаритных 24. Если вы приобрели зарядник на 12 В без возможности зарядить 6–вольтовый аккумулятор, то лучше его своевременно поменять. С другой стороны сейчас в продаже немало ЗУ, способных работать с любым типом автомобиля, переключая режимы напряжения при помощи кнопок, тумблеров или автоматически.
Ошибка 2: В наличии есть прибор для зарядки WET–АКБ, а у вас, например, MF. Не стоит бездумно выбирать прибор, игнорируя тип аккумулятора.
- WET(свинцово–кислотные).
- GEL (электролит содержит SiO2, превращающий кислоту в гель).
- MF (с доливом дистиллированной воды).
- AGM (с абсорбентом из стекловолокна).
Для каждой нужно подбирать собственное зарядное устройство или сразу брать универсальные приборы, рассчитанные на несколько типов АКБ.
Ошибка 3: Недальновидность.
Берите универсальный зарядник с запасом мощности. Во–первых, такой аппарат не будет работать на пределе, что благотворно скажется как на сроке эксплуатации ЗУ, так и уменьшит износ АКБ. Во–вторых, при покупке нового автомобиля с другими параметрами аккумулятора не придётся приобретать ещё один прибор для зарядки (если, конечно же, не будет существенного различия).
Линейка FUBAG: примеры для выбора
Закрепим правила выбора на моделях FUBAG.
Пример мощного устройства для гаража, мастерской и СТО
Если в вашем распоряжении не один автомобиль, а несколько (например, у вас мастерская), понадобится мощный пуско–зарядный прибор Fubag Force 1300, рассчитанный на профессиональное использование. К устройству можно подключить несколько аккумуляторов одновременно (предусмотрено питание 220/380 В). Это отличный выбор, если нужно постоянно подбирать значения по силе тока и вольтажу. У аппарата практически нет ограничений: подходит для всех модификаций от легковых авто до спецтехники и грузового транспорта
Пример универсального ПЗУ для личного пользования
Для автовладельцев, желающих получить за свои деньги весь возможный функционал, при всём богатстве предложений ничего лучше ПЗУ Fubag Cold Start 300/12 с импульсной схемой работы подобрать не получится. Прибор не только восстанавливает заряд, он может экстренно запустить «мёртвый» двигатель при помощи режима BOOST.
У модели Fubag Cold Start 300/12 есть функция десульфатации, индикация текущего состояния тока зарядки и напряжения, защита от переполюсовки и короткого замыкания. Устройство рассчитано на аккумуляторы WET, GEL, AGM. Предусмотрена функция запуска двигателя в условиях низких температур. Вес компактного аппарата всего 1,6 кг. Таким можно пользоваться в гараже и брать в дорогу.
Пример полностью автоматического прибора для зарядки АКБ
Ещё один пользовательский вариант: вы внимательный автолюбитель, готовый заботиться о своём авто, но у вас нет желания посвящать машине всё свободное время. В этом случае оптимальный выбор — полностью автоматическое зарядное устройство Fubag Micro 160/12.
Аппарат не рассчитан на запуск мотора (режим BOOST), зато поддерживает программу восстановления с десульфатацией пластин. Рекомендована зарядка при температурах не ниже -5 0C. Вес прибора всего 0,8 кг, что делает его одним из самых лёгких в линейке. С Fubag Micro вы не только обеспечите своему авто беспроблемную эксплуатацию, но и сможете оказать помощь другу. «Малыш» способен заряжать АКБ до 160 А·ч, а это уровень тяжёлых грузовиков. Подходит для всех типов аккумуляторов (WET, GEL, AGM).
Для того чтобы автомобиль никогда не подводил, не достаточно просто заливать топливо в бак. Необходимо поддерживать системы жизнеобеспечения в рабочем состоянии. Зарядник — вполне доступное приобретение, благодаря которому снимается большое количество проблем. И теперь вы точно знаете, как выбрать зарядное устройство, чтобы оно максимально подходило под ваши требования.
Характеристики
Товары
Все
9
Универсальные пуско-зарядные устройства
6
Зарядные устройства
3